Величина пособия по беременности и родам ограничена максимальным размером. Максимальный размер пособия определяется каждый финансовый год федеральным законом о бюджете ФСС. Это установлено частью второй ст. 11 ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Максимальный размер пособия должен выплачиваться с учетом районных коэффициентов в тех районах и местностях, в которых в установленном порядке эти коэффициенты применяются к заработной плате.
Ограничение пособия по БиР максимальным размером было введено с 1-го января 2002 года в связи с установлением Единого социального налога, и этот «потолок» пособия связывался с величиной уплачиваемого налога в ФСС.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" это ограничение равнялось 16 125 рублям в месяц. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П норма о максимальном размере пособия по беременности и родам признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она несоразмерно ограничивает размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму. Суд постановил, что данная норма утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления, т.е. с 23 сентября 2007 г.
Так, по мнению Конституционного Суда РФ, введенное в 2002 году регулирование, которым отменялось 100-процентное возмещение заработка для женщин, чей средний заработок превышает предельный размер пособия по беременности и родам, приводя к снижению уровня жизни, чрезмерно ограничивает гарантии их прав, закрепленных в статьях 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуется с положениями Конвенции МОТ "Относительно охраны материнства" и Рекомендации МОТ "Об обеспечении дохода" о целях социального обеспечения в связи с беременностью и родами.
В связи с этим Суд постановил, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом указанного Постановления - внести изменения в действующее законодательство, с тем чтобы обеспечить более справедливую пропорциональность между платежами в ФСС, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и страховым обеспечением, что позволило бы в максимально возможной степени компенсировать им утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок, на основе которого исчислялись платежи в ФСС РФ.
Сказанное означает, что Суд отменил норму о максимальном размере пособия по БиР только в том виде, в каком она была установлена оспариваемым законом. Само по себе ограничение пособия по БиР Суд признал не нарушающим конституционные права граждан. Следовательно, пособие по БиР ограничивать тем или иным образом возможно, но каким именно – это право выбора законодателя. Суд предоставил законодателю возможность скорректировать избранный последним механизм ограничения размера пособия по БиР или ввести новый.
Практически сразу после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ стало ясно, что механизм ограничения останется прежним – т.е. будет утверждаться максимальный размер пособия в абсолютных цифрах в рублях. При этом вначале было принято соответствующее решение и установлена конкретная сумма «потолка» только на следующие финансовые годы. Так, Федеральный закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года», вступающий в силу с 1 января 2008 года, устанавливает максимальный размер пособия по беременности и родам в сумме 23 400 руб/мес. Причем пока им не предусматривается индексации этого размера в 2009 и 2010 годах.
Что касается выплаты пособия в период с 23 сентября по 31 декабря 2007 г., то законодатель явно запаздывал с принятием соответствующего решения. Замедление соответствующей корректировки максимума означало, что женщины имеют право взыскивать пособие по беременности и родам исходя из своего 100-процентного среднего заработка, без каких-либо ограничений. В настоящее время рассматривается проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год". Данный законопроект принят в трех чтениях Государственной Думой РФ и 9 ноября 2007 г. направлен на рассмотрение в Совет Федерации РФ.
Проект федерального закона увеличивает максимальный размера пособия по беременности и родам за полный календарный месяц, который составит 23 400 рублей; эта норма распространит свое действие на отношения по обеспечению пособиями по БиР с 1-го сентября 2007 г.
Таким образом, механизм определения потолка пособия по БиР остается тем же, он привязан к источникам формирования бюджета ФСС. Возможно, необходимо иное принципиальное решение по пересмотру источников формирования доходов Фонда социального страхования – возвращение их к страховому принципу или изменения регрессивной шкалы по Единому социальному налогу, направляемому в доход бюджета Фонда.
Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер по каждому месту работы.
|