По Приказу № 55 «Об организации работы родильных домов» от 9 января 1986 г. (во многом устаревшему) в родильном отделении должны быть: предродовые и родильные помещения, детские комнаты, малая операционная. По этому же приказу первый период родов проходит в предродовой комнате, второй и третий — в родильной комнате. Причем в этих комнатах может находиться несколько женщин. После каждых родов проводится уборка. Каждые 2 дня проводится генеральная уборка этих помещений. Поэтому должен быть второй родовой блок или резервные помещения.
В современных условиях это уже устаревшая организация, которая не способствует профилактике внутрибольничной инфекции. Совместное пребывание в родах неудобно для женщин, исключает возможность присутствия родственников, не позволяет провести необходимую уборку. В целях профилактики внутрибольничной инфекции и для большего комфорта женщины в такой интимный момент жизни гораздо рациональнее обустройство индивидуальных родовых палат, в которых женщина проводит все роды и ранний послеродовый период.
В каждой палате должны быть: функциональная кровать, родильная кровать, детская кроватка, пеленальный столик, тумбочка, бестеневая лампа, стул (можно рекомендовать и использование специального родильного стульчика, на котором женщина может сидеть при низком расположении головки).
После перевода женщины на послеродовое отделение проводится уборка по типу заключительной. Идеальным является наличие индивидуального душа и санузла при каждой родильной палате. В последние годы проводится большая работа по созданию более комфортного интерьера в родильной комнате. Этот опыт показал, что роды в таких условиях проходят с меньшими осложнениями и менее болезненны.
Столики с наборами для родов, для осмотра родовых путей, наркозный аппарат, стойки для капельниц должны быть скрыты от женщины, чтобы не вызывать отрицательных эмоций.
В родильном отделении должна быть оборудована палата для интенсивной терапии (ПИТ), палата для оказания реанимации новорожденному, в непосредственной близости от родильного блока должен находиться операционный блок и палаты послеродового интенсивного наблюдения. Должны быть помещения для хранения медикаментов, наборов со стерильными инструментами, биксами с перевязочными материалами, стерильным и чистым бельем, помещения для обработки использованных инструментов, для заготовки наборов инструментов, перевязочного материала, прочие служебные и санитарные помещения.
Персонал родильного отделения: заведующий родильного отделения, старшая акушерка, врачи, акушерки, младший персонал. Врачи обычно работают в первую половину дня, после чего передают дежурство до следующего утра дежурной бригаде врачей. Акушерки обычно дежурят в течение 12 или 24 ч. Очень ответственный момент — передача дежурства (умение передавать и воспринимать важнейшую информацию).
Во время дежурства один из врачей является ответственным за работу всего родильного дома и, соответственно, родильного отделения. Педиатр приглашается в родильное отделение из отделения новорожденных, анестезиолог, анестезистка, операционная сестра — из операционно-анестезиологического блока. Очень часто акушерка после соответствующих курсов усовершенствования может выполнять работу и анестезистки, и операционной сестры.
Исход родов для матери и ребенка зависит от течения и правильного ведения родов. Акушерка, принимая женщину в родильное отделение, устраивает ее в палату и проводит опрос и осмотр.
Необходимо внимательно изучить обменную карту беременной (данные обследования, результаты консультаций специалистов, УЗИ, течение данной беременности). Изучить записи в истории родов, зарегистрировать поступление женщины в родильное отделение (запись в журнале движения, журнале регистрации родов, списке поступивших в отделение для справочной службы).
В обязанности акушерки входит учет женщин, поступивших на отделение и переведенных из отделения (сводка). Общая сводка по родильному дому составляется в конце каждого дежурства акушеркой приемного отделения на основании сводок, поданных дежурными акушерками каждого из отделений. Эта информация сообщается ответственному дежурному врачу и в бюро госпитализации (информация о наличии свободных мест).
Акушерка должна выявить аллергическую наклонность. Узнать, какие лекарственные средства не переносит женщина.
При осмотре необходимо определить характер родовой деятельности и возможные отклонения в течении родов, обращать внимание на протяжении всего первого периода родов на интенсивность, продолжительность схваток и время появления их.
При осмотре роженицы нужно установить положение, вид, позицию, предлежание плода, высоту стояния дна матки, окружность живота. Измерить и оценить таз, предполагаемую массу плода. Определить клиническое соотношение размеров головки плода и таза.
При поступлении в родильное отделение акушерка берет кровь на анализы (анализ отправляется в лабораторию, при возможности проводится также экспресс-анализ); определяется: группа крови и резус-фактор; гематокрит; уровень гемоглобина; ВИЧ, RW, обследование на гепатит В и С; время свертывания.